Когда дует ветер перемен, одни строят стены, другие — ветряные мельницы

На протяжении всей человеческой истории прорывные инновации появлялись в периоды серьезных экономических и социальных потрясений.

  • Эпидемия атипичной пневмонии, вынудившая людей укрываться дома, превратила Китай в центр развития инноваций в области онлайн-транзакций и социальной коммерции.
  • Безработица, вызванная финансовым кризисом, спровоцировала бурный рост экономики совместного потребления.
  • Климатические изменения стимулируют вливание значительных инвестиций в солнечную энергетику, электромобили и экологичные продукты питания.

Чаще всего перемены, вызванные серьезным кризисом, вынуждают нас формировать новый образ мышления и новые подходы к работе. Вот принципы, которым важно следовать в такие времена:

Скорость важнее точности

В 1918 году в качестве дешевого и гигиеничного способа обеспечения людей питьевой водой в общественных зданиях стали использоваться одноразовые картонные стаканчики. Эта инновация помогла остановить распространение испанского гриппа.

Аналогичным образом из-за пандемии COVID-19 буквально в считанные дни возникла новая ресторанная отрасль: появление электронных меню, открывающихся с помощью QR-кодов, полностью изменило процесс заказа столиков, а предприятия общественного питания организовали так называемые «облачные рестораны» для масштабного приготовления еды на доставку.

Принятие рисков и управление ими

Чтобы воспользоваться возможностями, которые открываются во время кризиса, нужно научиться работать с рисками. Компании, вкладывающие средства в новые смелые проекты, быстрее находят пригодные для масштабирования идеи.

Так, во время пандемии часть каршеринговых компаний вместо того, чтобы конкурировать с такси на рынке краткосрочной аренды стали развивать сервис длительной аренды для клиентов, которые хотели избежать общения с другими людьми и не ездить в пункты проката.

Другой пример — совместная разработка инновационных продуктов с другими игроками, позволяющая снизить риски. Так, 7 фармацевтических компаний объединили в единый пул свои образцы плазмы, чтобы совместно проводить клинические испытания и быстрее выпустить первый в мире небрендированный лекарственный препарат.

Упрощение задач и концентрация усилий

Сильнейший стресс и постоянно меняющиеся требования, с которыми сотрудники сталкиваются во время кризиса, диктуют необходимость упрощать задачи и сосредоточивать усилия на главном. Руководителям нужно позаботиться о том, чтобы каждый сотрудник задал себе вопрос: Приносит ли моя повседневная деятельность пользу клиентам и бизнесу?

Если ответ отрицательный, то следует мотивировать сотрудников к тому, чтобы они сосредоточили усилия на той деятельности и инициативах, которые действительно имеют значение.

Вопрос «Как» важнее, чем «Что»?

Недостаточно просто придумывать множество идей. Для запуска инноваций необходимо:

  • правильно перераспределить финансовые и кадровые ресурсы для будущего роста. Попробуйте провести обратный анализ прибыли и убытков: сначала определите, какую прибыль должен будет приносить проект, а затем посчитайте, какую выручку нужно получить, чтобы достичь поставленной цели. Результаты такой оценки могут служить основой для принятия решений о перераспределении ресурсов. Практически во всех организациях, есть множество второстепенных проектов. Задействованные в них ресурсы можно перенаправить на срочную реализацию более выгодных возможностей для роста.
  • Внедрить гибкие подходы в управлении и минимизировать бюрократию. В условиях кризиса организациям обычно волей-неволей приходится резко переходить на адаптивные методы работы по принципам agile.

Рекомендуется также наделить рядовых сотрудников полномочиями для налаживания связей с клиентами.

Большинство организаций тратят слишком много времени на отслеживание и контроль рабочих процессов, вместо того чтобы сосредоточиться на конечных результатах работы. Годами избегая рисков и тщательно контролируя процессы, можно потерять из виду конечную цель — решать задачу клиента.

Чтобы изменить корпоративную культуру, нужно сначала сосредоточить внимание на тех решениях, которые действительно важны. Во многих организациях процессы разработки продуктов предусматривают принятие более сотни решений, хотя на пути от идеи до запуска продукта в продажу, как правило, возникает не более 5 моментов, когда требуется сделать по-настоящему значимый выбор. Идеальное — враг хорошего. Откажитесь от перфекционизма.

Оцените статью
Добавить комментарий